Список терминов

 АБАНДОН

— в морском страховании отказ страхователя от своих прав на застрахованное имущество (судно, груз) в пользу страховщика с целью получения от него полной страховой суммы.

 

АВАРИЙНАЯ ОГОВОРКА

— оговорка о франшизе.

 

АВАРИЙНАЯ ПОДПИСКА

— обязательство (письменное заявление) грузополучателя оплатить причитающуюся с него долю общей аварии согласно диспаши.

 

АВАРИЙНЫЙ КОМИССАР

— лицо или фирма, занимающиеся установлением причин. Характера и размера убытка по застрахованным транспортным средствам и грузам.

 

АВАРИЙНЫЙ СЕРТИФИКАТ

— документ, составляемый аварийным комиссаром (сюрвейером), уполномочиваемым заранее страховщиком, который содержит описание причин и размера убытка при любом страховом случае, а также другие сведения, позволяющие судить о наличии ответственности страховщика и права страхователя на получение страхового возмещения. Аварийный сертификат служит только свидетельством убытка и не предрешает его обязательную оплату страховщиком.

 

АДЖАСТЕР

— диспашер, специалист в области составления диспаш-расчетов по распределению убытков между судном, грузом и фрахтом в связи с общей аварией.

 

АКТ О СУБРОГАЦИИ

— документ о передаче страхователем страховщику после получения от него суммы страхового возмещения прав на взыскание ущерба с третьих лиц, виновных в причинении такого ущерба.

 

БАРАБАН

— транспортная тара с гладким или гофрированным корпусом цилиндрической формы, без обручей или зигзагов катания, с плоским дном.

 

БАРАТРИЯ

— преднамеренный, умышленный ущерб, причиненный судну или грузу капитаном или командой судна, а также другие незаконные действия с их стороны.

 

БЕЗДОКУМЕНТНЫЙ ГРУЗ

— груз, обнаруженный на складе порта или на судне без перевозочных документов, принадлежность которого к той или иной партии грузов установить не удается.

 

БЕЗОПАСНЫЙ ПОРТ

— место, куда судно может войти и откуда оно может выйти в груженом состоянии без ущерба для себя и перевозимого груза.

 

БОЧКА

— транспортная тара с корпусом цилиндрической или параболической формы с обручами или зигзагами катания, с доньями.

 

БРАКЕРАЖ

— проверка соответствия качества товара, его упаковки, внешнего оформления условиям соответствующих стандартов и условиям запродажной сделки.

 

ВИД ТАРЫ

— классификационная единица, определяющая тару по форме.

 

ВНУТРЕННЯЯ ЦЕНА

— продажная цена товара в стране его происхождения (производства).

 

ВНУТРЕННИЕ ПОРОКИ

— присущие застрахованному грузу внутренние свойства, которые могут привести к его гибели и порче (гниение, самовозгорание, взрывоопасность, впитывание влаги из воздуха).

 

ВОЕННЫЙ РИСК

— понятие военного риска является условным, имея в виду, что в него включается большой круг рисков, которые, строго говоря, выходят за рамки этого понятия.

 

ГААГСКИЕ ПРАВИЛА

— международные основные положения, определяющие объем ответственности судовладельцев при перевозке грузов по коносаментам.

 

ГРУЗ

— общее название всех товаров, предназначенных для перевозки, или товары и имущество, перевозимые на судне с целью получения фрахта.

 

ДАТА ПОСТАВКИ

— момент, принимаемый сторонами, заключившими торговую сделку, за дату поставки товара. Она не должна выходить за пределы срока выполнения договора. Она связана с переходом права собственности на товар и рисков случайной гибели товара.

 

ДЕКЛАРАЦИЯ ОБ ОПАСНЫХ ГРУЗАХ

— документ, в котором грузоотправитель описывает опасные товары или материалы, предназначенные для транспортировки, а также подтверждает, что последние упакованы и снабжены ярлыками в соответствии с положениями соответствующих конвенций или соглашений.

 

ДЕПОЗИТ ПРЕМИИ

— страховая премия, уплачиваемая авансом в тех случаях, когда нельзя определить твердо фиксируемую сумму премии при размещении страхования.

 

ДИСПАША

— расчет убытков по общей аварии и их распределение между участниками морского предприятия соразмерно стоимости груза и фрахта.

 

ДИСПАШЕР

— эксперт по составлению диспаши.

 

ЕСТЕСТВЕННАЯ УБЫЛЬ — недостача массы грузов по весу, возникающая вследствие естественных свойств, присущих соответствующим грузам: усушка, утруска, утечка и т.д.

 

ИЗВЛЕЧЕНИЕ ВЫГОДЫ ОТ СТРАХОВАНИЯ

— в предположении временного перехода застрахованного имущества другим лицам, в полисах делается оговорка, что правом получения выгод от страхования может воспользоваться только страхователь или его правопреемник. Это связано с интересами страховщика по правам регресса.

 

ИНДОССАМЕНТ

— передаточная надпись на страховом полисе, коносаменте и других товарораспорядительных и денежных документах.

 

ИНТЕРЕС

— имущество, которое является объектом страхования, право на него или. обязательство по отношению к нему.

 

ЙОРК-АНТВЕРПЕНСКИЕ ПРАВИЛА

— свод норм, регулирующих взаимоотношения сторон и расчеты по общей аварии. Правила не имеют силы закона и их применение оговаривается в договорах морской перевозки в каждом отдельном случае. Действующая в настоящее время редакция текста Правил была принята на 30-й конференции Международного морского комитета 5 апреля 1974 года ("Йорк-Антверпенские правила, 1974").

 

КАРГО

— в международной практике грузы или имущество, перевозимые морским судном с целью получения фрахта.

 

КАСКО

— страховой термин, применяемый при страховании средств транспорта.

 

КЛАССИФИКАЦИЯ ГРУЗОВ

— распределение транспортируемых грузов по тарифным группам с целью установления размера перевозных платежей.

 

КОВЕРНОТ

— документ, выдаваемый брокером страхователю в подтверждение того, что договор страхования по его поручению заключен.

 

КОММЕРЧЕСКИЙ АКТ

— документ, составляемый перевозчиком, в подтверждение факта недостачи, порчи или повреждения груза при передаче его грузополучателю в пункте назначения.

 

КОНОСАМЕНТ

— документ, выдаваемый перевозчиком грузовладельцу в удостоверение факта принятия груза к морской перевозке и подтверждения обязательства передать его грузополучателю в порту назначения.

 

КОНОСАМЕНТ ЧИСТЫЙ

— коносамент, который не содержит каких-либо оговорок или пометок, констатирующих дефектное состояние груза или его упаковки.

 

КОНТРИБУЦИОННЫЙ ДИВИДЕНД

— отношение суммы общей аварии к контрибуционному капиталу.

 

КОНТРИБУЦИОННЫЙ КАПИТАЛ

— стоимость имущества, участвующего в покрытии общей аварии.

 

КОТИРОВКА

— в страховании ставка премии, по которой страховщик готов принять на страхование соответствующий риск.

 

КУМУЛЯЦИЯ

— совокупность застрахованных объектов, затрагиваемых одним и тем же страховым случаем, что ведет к возникновению очень крупного убытка.

 

 

 

ЛИМИТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ СТРАХОВЩИКА

— максимальная ответственность страховщика, вытекающая из условий договора страхования, в котором зафиксирована страховая сумма.

 

ЛИМИТ СТРАХОВАНИЯ

— максимальная денежная сумма, на которую можно застраховать материальные ценности, жизнь или здоровье.

 

ЛИМИТ СТРАХОВОГО ВОЗМЕЩЕНИЯ (ОТВЕТСТВЕННОСТИ СТРАХОВЩИКА)

— максимальный размер страхового возмещения по одному страховому случаю и (или) за весь срок страхования.

 

ЛИЦО, В ПОЛЬЗУ КОТОРОГО ЗАКЛЮЧЕНО СТРАХОВАНИЕ

— лицо, по условиям страхования назначенное страхователем для получения страхового возмещения (страховой суммы).

 

ЛЮКОВАЯ ЗАПИСКА

— опись грузов, размещаемых в каждом грузовом помещении судна.

 

МАКСИМАЛЬНО ВОЗМОЖНЫЙ УБЫТОК (ПМЛ)

— оценочно-максимальный размер ущерба, который может быть причинен застрахованному объекту в результате страхового случая.

 

МЕШОК

— транспортная мягкая тара с корпусом в форме рукава, с дном и горловиной. Горловина мешка открытая или закрытая.

 

МИНИМАЛЬНАЯ ПРЕМИЯ

— минимум уплаты премии, вносимой в качестве депозита.

 

НАКЛАДНАЯ

— документ, применяемый при железнодорожных и речных перевозках.

 

НАСТУПЛЕНИЕ РИСКА

— начало ответственности страховщика ' по условиям страхового полиса.

 

НЕДОСТАВКА ГРУЗ

— если груз не прибыл в порт назначения и нет доказательств или причин, почему это произошло, случай рассматривается, как недоставка груза.

 

НЕТТО СТОИМОСТЬ

—в страховании действительная или продажная стоимость груза в пункте назначения без учета всех расходов, связанных с выгрузкой груза в этом пункте.

 

ОТКРЫТЫЙ КОВЕР

— форма автоматического страхования грузов на длительный период с установлением общих лимитов ответственности (то же что и "генеральный полис").

 

ПАРТИЯ ГРУЗА (ПАРЦЕЛЬ)

— принятое к перевозке по одному транспортному документу определенное количество груза, занимающее часть грузовых помещений судна.

 

ПАРЦЕЛЬНЫЕ ГРУЗЫ

— мелкие партии ценных грузов, к которым относятся нетоварные грузы: рекламные материалы, образцы товаров, подарки и т.п.

 

ПЕРЕДАТОЧНАЯ ВЕДОМОСТЬ

— коммерческий документ, содержащий перечень грузов, передаваемых с одного вида транспорта на другой.

 

ПЕРЕДАЧА ПОЛИСА

— полис морского страхования может быть свободно предан любому лицу, которое имеет страховой интерес в имуществе, находящемся на риске.

 

ПЕРЕУПАКОВКА

—уменьшение убытков от повреждения грузов за счет переупаковки.

 

ПИСЬМЕННО

— способ передачи информации с помощью любого • средства воспроизведения текста неисчезающими знаками, в т.ч. телеграмма, телекс, телефакс.

 

ПОВРЕЖДЕНИЕ ДРУГИМИ ГРУЗАМ

— скрытая и явная порча и физические повреждения, причиненные застрахованному грузу другими грузами.

 

ПОВРЕЖДЕНИЕ ГРУЗОВ ВСЛЕДСТВИЕ ОТПОТЕВАНИЯ

— повреждение грузов в результате отпотевания,явившегося следствием температурных изменений.

 

ПОЛИС

— юридическое доказательство факта заключения договора страхования.

 

ПОЛИСОДЕРЖАТЕЛЬ

— страхователь.

 

ПОЛНОЕ КОЛИЧЕСТВО ВЫГРУЖЕННОГО ГРУЗА

— груз (в основном отправленный навалом), прибывший в порт назначения без какой-либо недостачи.

 

ПОРЧА

— потеря первоначальных качеств грузом за счет его естественных свойств, т. е. без воздействия внешних факторов.

 

ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ ТАРА

— элемент упаковки, в которую расфасовывают продукцию для доставки ее потребителям (бутылки, флаконы, банки, коробки, пачки и т.п.).

 

ПОТЕРТОСТЬ

— повреждение окрашенных частей грузов, транспортируемых без дополнительной упаковки.

 

ПРИВЕДЕНИЕ ПОВРЕЖДЕННОГО ГРУЗА В ТРАНСПОРТАБЕЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ

— уменьшение убытка груза, поврежденного опасностями, против которых он застрахован.

 

РЕГРЕСС

— право страховщика на предъявление к третьей стороне, виновной в наступлении страхового случая, претензий с целью получения возмещения за причиненный ущерб.

 

СВОЙСТВЕННЫЙ ТОВАРУ ПОРОК

— внутреннее свойство товара, в результате которого ему причиняется повреждение без воздействия внешних факторов.

 

СЕРТИФИКАТ КАЧЕСТВА

— документ, удостоверяющий качество соответствующей партии товара.

 

СЕРТИФИКАТ ВЕСОВОЙ

— ведомость, содержащая перечень каждой партии груза с указанием ее массы. Составляется в портах и на железнодорожных станциях.

 

СЕРТИФИКАТ О ПРОИСХОЖДЕНИИ

— документ, официально удостоверяющий страну происхождения соответствующего товара.

 

СОВМЕСТНАЯ упаковка

— упаковочное место, в котором находится больше, чем один груз.

 

СПЕЦИФИКАЦИЯ

— перечень товаров с указанием их количества и качественных характеристик.

 

СТИВИДОР

— специализированная фирма или организация, осуществляющая погрузку и выгрузку судов.

 

СТОИМОСТЬ ГРУЗА В НЕПОВРЕЖДЕННОМ СОСТОЯНИИ

— сравнение брутто-стоимости груза в поврежденном состоянии с брутто-стоимостью в неповрежденном состоянии, установленной в пункте назначения (для определения частичного убытка, возмещаемого страховщиком).

 

СТРАХОВАНИЕ ПЕРЕВОЗОК ЖИВОТНЫХ

— особое страхование на условиях специальных оговорок, так как животные не попадают под понятие груза или обычного товара.

 

СТРАХОВОЙ ИНТЕРЕС

— мера материальной заинтересованности в страховании.

 

СЮРВЕЙЕР

— эксперт, производящий осмотр судов и грузов и дающий заключение об их состоянии, размере повреждений при авариях, мореходности судна и т.д.

 

ТИП ТАРЫ

—классификационная единица, определяющая Тару по материалу.

 

ТОВАРОРАСПОРЯДИТЕЛЬНЫЙ ДОКУМЕНТ

- документ, олицетворяющий собой товар (груз) и дающий право его держателю распоряжаться указанным в нем товаром (грузом). К числу таких документов относится страховой полис.

 

ТОЛКОВАНИЕ УСЛОВИЙ ПОЛИСА

— объяснение без искажения смысла. Всякие двусмысленные, неточные и неопределенные формулировки полиса должны истолковываться в пользу страхователя. При толковании условий полиса прежде всего до внимание должно быть принято то, что написано от руки, затем напечатанный на машинке текст, штампы, напечатки, стандартные .оговорки. условия, напечатанные непосредственно на полисе, принимаются во внимание в последнюю очередь.

 

ТРАНСПОРТНАЯ ТАРА

— элемент упаковки продукции, как правило, расфасованной в потребительскую тару, или вспомогательные упаковочные средства и материалы.

 

ТРИПЛИКАТ

— третий экземпляр документа.

 

УБЫТОК В РЕЗУЛЬТАТЕ ВЫПАДЕНИЯ ГРУЗА ИЗ СТРОПОВ

— следствие выпадения груза из стропов при погрузочно-разгрузочных работах.

 

УБЫТОК ОТ РЕАЛИЗАЦИИ СПАСЕННОГО ИМУЩЕСТВА

— разница между полученной суммой выручки от продажи спасенного имущества и страховой суммой.

 

УПАКОВКА

— комплекс защитных мер и материальных средств по подготовке продукции промышленного и сельскохозяйственного производства к транспортированию и хранению, для обозначения ее максимальной сохранности и придания транспортабельного состояния. Упаковка представляет собой потребительскую и транспортную тару, прокладочные и амортизирующие материалы, вспомогательные упаковочные средства и материалы.

 

УПАКОВОЧНЫЙ ЛИСТ

— перечень предметов, входящих в одно грузовое место (ящик, кипу и т.п.).

 

УПАКОВЫВАНИЕ

— представляет собой одну или несколько операций на специальных машинах или вручную, в большинстве своем завершающих технологический процесс производства данной продукции.

 

усушка, УТЕЧКА, утряска

— убытки от названных факторов, вследствие естественных свойств соответствующих товаров (грузов).

 

ФАКТУРА

— документ, служащий доказательством наличия торговой сделки. Основополагающий документ при ликвидации убытков.

 

ФЛЯГА

— транспортная многооборотная тара с корпусом цилиндрической формы и цилиндрической горловиной, диаметр которой меньше диаметра корпуса, с приспособлением для переноса, сливной горловиной и крышкой с затвором.

 

ФРАНШИЗА

—определенная часть убытков страхователя, не подлежащая возмещению страховщиком в соответствии с условиями страхования.

 

ФРАНШИЗА БЕЗУСЛОВНАЯ

— ответственность страховщика определяется размером убытка за минусом франшизы.

 

ФРАНШИЗА УСЛОВНАЯ

— страховщик освобождается от ответственности за убыток, если его размер не превышает размера франшизы, и убыток подлежит возмещению полностью, если его 'размер превышает франшизу.

 

ЧАРТЕР

— договор морской перевозки груза, согласно которому перевозчик (фрахтовщик) обязуется при условии предоставления для перевозки всего судна, части его или определенных грузовых помещений, доставить груз в порт назначения и передать уполномоченному на его получение лицу, а отправитель (фрахтователь) обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (фрахт). Ч. - старейшая форма договора перевозки; применяется, как правило, при нерегулярном, т.н. "трамповом" судоходстве. Обычно Ч., кроме общих реквизитов (размер фрахта, данные о грузе, указание мест погрузки и разгрузки, порта назначения и др.), содержит довольно подробные сведения о судне (флаг, тоннаж, позиция, скорость), а также условия о праве судовладельца.

 

ЧАРТЕР РЕЙСОВЫЙ

— 1) фрахтование судна на один рейс, т.е. соглашение, по которому судовладелец за определенную плату (фрахт) обязуется перевести обусловленный груз из одного или нескольких портов отправления в один или несколько портов назначения; 2) фрахтование на последовательные рейсы; применяется при перевозках больших количеств однородного груза в одном и том же направлении одним и тем же судном; 3) фрахтование по генеральному контракту, т.е. соглашение, по которому судовладелец обязуется в течение определенного периода времени перевезти обусловленное количество груза.

ЧЕК

— вид ценной бумаги, денежный документ строго установленной формы, содержащий приказ владельца счета в кредитном учреждении о выплате определенному лицу или предъявителю Ч. указанной в нем суммы. Обычно плательщиком по Ч. является банк. Ч. может быть именным (выписанным на определенное лицо), ордерным (в пользу какого-либо лица) и предъявительским (на предъявителя). Чек обычно действителен в течение определенного срока.

ЧЕК ДОРОЖНЫЙ

— платежный документ, используемый, главным образом, как средство обеспечения валютой туристов. Ч.д. представляет собой денежное обязательство выплатить обозначенную сумму денег владельцу, образец чьей подписи представляется на Ч.д. в момент его продажи. При предъявлении к оплате владелец должен вторично расписаться на чеке. Оплата Ч.д. производится при идентичности подписей.

ЧЕК ПРОТИВ ДОКУМЕНТОВ

— условие оплаты товара при продаже его за наличный расчет. При этом способе расчета покупатель производит платеж не при получении самого товара, а при передаче ему документов, указанных в договоре купли-продажи. Такими документами обычно являются коносамент, страховой сертификат, или страховой полис, складские документы и т.д. Документы предъявляются покупателю, как правило, через банк, выполняющий инкассовое поручение продавца.

ШТИВКА

— размещение груза в трюме.

ШТРАФ

— вид неустойки, денежное взыскание, мера материального воздействия, применяемая в случаях и порядке, установленных законом или договором. Ш. взимается в твердой сумме либо в процентах от суммы нарушенного обязательства.

ШТРАФ ЗА НАРУШЕНИЕ ТАМОЖЕННЫХ ПРАВИЛ

— один из видов взысканий, предусмотренный Таможенным кодексом РФ за совершение нарушений таможенных правил. Размер Ш. Определяется в зависимости от тяжести совершенного правонарушения в пределах, установленных в соответствующих статьях ТК РФ. Ш. налагается из расчета: а) установленного применительно к размеру минимальной месячной оплаты труда, под таким размером понимается установленная законом минимальная месячная оплата труда на день совершения правонарушения, а если такой день невозможно установить, то на день обнаружения правонарушения; б) исходя из стоимости товаров и транспортных средств, под стоимостью этих предметов понимается их свободная (рыночная) цена на день обнаружения правонарушения.

ШТРИХОВОЕ КОДИРОВАНИЕ ТОВАРОВ

— метод кодирования информации о всех параметрах произведенной продукции при помощи специально разработанной международной стандартизированной системы. Расшифровка закодированной информации производится при помощи специальных электронных считывающих устройств. Особый экономический эффект от внедрения систем автоматической идентификации - возможность отказаться от многочисленных бумажных документов и оперативно, при помощи автоматических сканирующих (считывающих) устройств получать информацию о производителе продукции, ее технических и потребительских характеристиках, цене и др. По оценке экспертов, введение данной системы позволяет снизить расходы, связанные с обработкой документов во внешней торговле, с нынешних 3,5 - 15% стоимости товара до 0,5-3%. В 1997 г. создана Европейская ассоциация пользователей системы идентификации товаров (ЕА), объединяющая пользователей системы идентификации товаров (ЕА), объединяющая пользователей Ш.к.т. Ее членом является Российская Федерация как правопреемник СССР. Каждой стране предоставляется свой номер и 13-значный код.

ШТУРМАНСКАЯ РАСПИСКА

— удостоверение судовладельца в принятии товара к перевозке. Она выписывается помощником капитана в подтверждение получения конкретной партии на борт судна, описывает видимое состояние товаров, позволяет перевозчику выдать коносамент. В ней отражаются результаты проверки, проводимой контролерами судовладельца при приеме товара для погрузки или во время погрузки. Ш.р. выдается грузоотправителю, пока не готов коносамент, или при поставке товара "Вдоль борта судна". Ш.р. не является товарораспорядительным документом, поэтому судовладелец может выдать коносамент, не настаивая на возвращении ему Ш.р.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

— состояние экономики, обеспечивающее достаточный уровень социального, политического и оборонного существования и прогрессивного развития РФ, неуязвимость и независимость ее экономических интересов по отношению к возможным внутренним и внешним угрозам и взаимодействиям.

ЭКСПЕДИТОР

— 1) сторона договора экспедиции; 2) работник предприятия (фирмы), осуществляющий получение грузов, их сопровождение при перевозке, сдачу, оформление товарно-распорядительных документов. Кроме того, Э. осуществляет упаковку, маркировку. хранение и др.

ЭКСПЕДИЦИЯ

— договор, по которому одна сторона (экспедитор) обязуется за счет другой стороны (клиента) отправлять или принимать принадлежащие клиенту грузы, выполнять иные связанные с этим действия, а клиент -сдавать для отправки, принимать грузы и оплачивать услуги экспедитора.

ЭКСПЕРТ

— любое физическое лицо, обладающее необходимыми знаниями и привлекаемое в необходимых случаях должностным лицом таможенного органа Российской Федерации для оказания содействия в проведении таможенного контроля, а также для участия в производстве по делу о нарушении таможенных правил или в его рассмотрении. Э., поскольку это необходимо для дачи заключения, вправе: 1) знакомиться с материалами дела, относящимися к предмету экспертизы; 2) заявлять ходатайства о предоставлении ему дополнительных материалов; 3) с разрешения должностного лица таможенного органа РФ, в производстве или на рассмотрении которого находится дело о нарушении таможенных правил, присутствовать при ведении производства или рассмотрении дела и задавать лицу, привлекаемому к ответственности, и свидетелям вопросы. Э может отказаться от дачи заключения, если предоставленные ему материалы являются недостаточными или если он не обладает необходимыми знаниями для выполнения возложенной не него обязанности. За отказ или уклонения от дачи заключения без уважительных причин Э. несет ответственность, предусмотренную Таможенным Кодексом РФ.

ЭКСПОРТ БРОСОВЫЙ

— продажа экспортных товаров по ценам более низким, чем цены внутреннего рынка, а иногда и по ценам ниже издержек производства; осуществляется с целью подрыва позиций конкурентов и захвата внешних рынков. См. также демпинг.

ЭКСПОРТ, ЭКСПОРТ ТОВАРОВ

— вывоз товаров, технологии и услуг (как национального производства, прохождения, так и импортированных ранее из-за границы и подвергшихся обработке) для реализации их на внешнем рынке; 2) таможенный режим, при котором товары вывозятся за пределы таможенной территории Российской Федерации без обязательства об их ввозе на эту территорию. При выпуске товаров на эту территорию в таможенном режиме Э. товары должны быть вывезены за пределы таможенной территории РФ в том же состоянии, в котором они были на день принятия таможенной декларации, кроме изменений состояния товаров вследствие естественного износа или убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения. Э. осуществляется при условии уплаты вывозных таможенных пошлин и внесения иных таможенных платежей, соблюдении мер экономической политики и выполнении других требований, предусмотренных Таможенным Кодексом РФ и иными актами законодательства РФ по таможенному делу. При Э. товары освобождаются от налогов либо уплаченные суммы налогов подлежат возврату в соответствии с налоговым законодательством РФ.

ЭКСПОРТНАЯ СТОИМОСТЬ ТОВАРА

— стоимость, которая определяется по счету, предъявленному иностранному покупателю, за вычетом прямых накладных расходов в иностранной валюте, связанных с реализацией данного товара.

ЭКСПОРТНО-ИМПОРТНЫЕ БАНКИ

— государственные или полугосударственные учреждения для долгосрочного кредитования экспорта, рефинансирования и гарантирования страховых кредитов частных банков. К их числу относятся экспортно-импортные банки США, Японии, Французский банк внешней торговли и др. Наибольшее значение этому методу государственного стимулирования вывоза товаров придается в США: Экспортно-импортный банк (ЭИБ) кредитует таким способом до 6% американского экспорта промышленного оборудования и транспортных средств. Ограничивая в целом масштабы кредитной поддержки экспортерами, администрация США в то же время рассматривает кредиты ЭИБ на срок 15-20 лет как основное оружие в кредитном соперничестве. Большая часть государственных кредитов предоставляется в комбинации с кредитами коммерческих банков. Варьируя долю своего участия в отдельных сделках, государство принимает на себя наиболее обременительную часть расходов и таким образом привлекает частный капитал в те сферы кредитования, которые рассматриваются им как малоприбыльные или слишком рискованные вследствие низких прибылей, длительных сроков погашения или низкого "кредитного статуса" заемщика. Таким образом, Э.-и.б., косвенно субсидирующие экспорт за счет средств государственного бюджета, используются как важный инструмент поощрения экспорта.

ЭКСПОРТНЫЕ ПРЕМИИ

— экономические рычаги финансового, ценового характера, используемые государством, компаниями и организациями для поощрения вывоза определенных товаров и предоставления услуг иностранным партнерам. Обычно Э.п. выступают в форме полного или частичного освобождения фирм-экспортеров от уплаты тех или иных налогов, импортных пошлин, возврата акцизных сборов или в виде прямого субсидирования экспорта, как например в США при продаже зерновых на мировых рынках. Применение Э.п. регламентируется в определенной мере положениями ГАТТ, в частности, правилами антидемпинговой процедуры.

ЭКСПОРТНЫЙ КОНТРОЛЬ

— система организационно-правовых и экономических мер по ограничению, запрету и контролю за экспортом тех или иных товаров. В качестве одного из средств может использоваться лицензирование экспорта в зависимости от страны назначения и характеристик товара. Э.к. может осуществляться также в форме разрешительного порядка экспортных операций по отдельным категориям товаров. Функции Экю возлагаются, как правило, на специальные государственные органы.

ЭКСПОРТНЫЙ ЛИЗИНГ

— сделка, в которой лизинговая компания покупает оборудование у национальной фирмы, а затем предоставляет его арендатору, находящемуся за границей.

ЭКЮ

— региональная международная валютная единица, используемая странами-участницами Европейской валютной системы (ЕВС) посредством зачисления выраженных в ней (в ЭКЮ) сумм на специальные счета. Так же как и СДР (специальные права заимствования), ЭКЮ не имеет материальной формы в виде банкнот и монет, те. является записанной валютой. Базируется на корзине (наборе) валют стран-членов Европейского Союза. Квоты национальных валют-компонентов ЭКЮ определяются экономическим потенциалом стран (их долями в совокупном ВНП и товарообороте сообщества) и подлежат пересмотру раз в пять лет. При температуре состава корзины все активы и пассивы в ЭКЮ переоцениваются по новому курсу. Последний раз структура ЭКЮ была зафиксирована 21 сентября 1989 г. Один миллион ЭКЮ составляет: бельгийские франки - 3301000; голландские гульдены - 219800; греческие драхмы - 1440000; датские кроны - 197600; испанские песеты - 6885000; люксембургские франки - 130000; немецкие марки - 624200; португальские эскудо - 1393000; французские франки - 1332000; фунты стерлингов - 87840, итальянские лиры - 151800000. В отличие от количественного содержания, определенного на пять лет, удельный вес каждой валюты может постоянно колебаться в зависимости от курса на мировом валютном рынке. Если удельный вес какой-либо из валют корзины меняется более чем на 25 процентов, структура ЭКЮ может быть пересмотрена досрочно. Удельный вес валют на 21.09.89 г. (в %): немецкая марка - 30,1; французский франк - 19,0; фунт стерлингов - 13,0; итальянская лира - 10,5; голландский гульден - 9,4; бельгийский франк - 7,6; испанская песета - 5,3; прочие - 5,45. Помимо своего официального содержания, ЭКЮ имеет рыночный курс, т.е. тот курс, по которому заключаются сделки на рынке. ЭКЮ выполняет расчетные и кредитные функции, используется как база выравнивания валютных паритетов стран-участниц, как регулятор отклонений рыночных валютных курсов. К частным владельцам ЭКЮ не попадает и, соответственно, не участвует в обычных коммерческих расчетах за товары и услуги.

ЭЛЕКТРОННАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ ТОВАРА

— единая компьютеризированная система идентификации товаров широкого потребления, принятая в большинстве западных стран. Система состоит из определенного числа штрихов различной толщины и цифр и помещается в форме этикетки на упаковке. Кассир или продавец проводит электронным карандашом по этой этикетке, и компьютер выдает чек покупателю, регистрирует цену и запасы товара на складе.

ЭМБАРГО (исп. embargo; англ. embargo) - запрещение органами государственной власти ввоза из какой-либо страны золота, товаров, ценных бумаг. Первоначально Э. применялось как запрещение органами государственной власти выхода из портов своей страны судов других стран (или своих собственных судов).

ЮРИДИЧЕСКИЙ АДРЕС

— официально зарегистрированный, занесенный в реестр адрес юридического лица.

ЮРИДИЧЕСКОЕ ЛИЦО

— организация, имеющая в собственности, полном хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, отвечающая по своим обязательствам этим имущество, а также выступающая в суде, арбитражном суде и третейском суде от своего имени. Признаками Ю.л. являются: организационное единство, обеспечивающее деятельность организации как самостоятельной единицы, закрепленное в уставе; обособленность имущества и наличие самостоятельной имущественной ответственности; законность образования и способность участия в гражданско-правовых отношениях от своего имени. Ю.л., являющееся коммерческой организацией, должно иметь самостоятельный баланс. Учредителями Ю.л. могут быть собственники имущества либо уполномоченные ими органы или лица. Ю.л. действует на основании устава, учредительного договора, либо только учредительного договора.

ЮРИСДИКЦИЯ

— 1) подсудность; право производить суд, решать правовые вопросы; 2) правовая сфера, на которую распространяются полномочия данного государственного органа.

 

ЯЩИК

— транспортная тара с корпусом, имеющим в сечении, параллельном дну, преимущественно форму прямоугольника, с дном, двумя торцевыми и боковыми стенками, с крышкой или без нее.